Gerrit Thomas Rietveld (Геррит Томас Ритвельд)
Дата рождения: 1888 – 1964
Место рождения: Utrecht, the Netherlands
Геррит Ритвельд Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld) - революционер, превративший мебель и архитектуру в манифест. Его имя навсегда вписано в историю как синоним культового художественного движения «Де Стейл» («De Stijl»). Он не просто создавал предметы - он конструировал новые принципы, где чистота линий, абстракция и функциональность сливались в абсолютную форму. Его творения Red Blue Chair и Rietveld Schröder House («Дом Шредер») - не только признанные иконы модернизма, но и застывшие в пространстве и времени декларации о свободе, простоте и универсальной гармонии.
Плотник-новатор
Путь Ритвельда к мировой славе был нестандартным. Сын столяра, он с одиннадцати лет работал в мастерской отца, постигая ремесло не в теории, а на практике. Затем поступил на вечернее обучение к ювелиру, осваивал навык «рисовальщика», что пробудило в нем интерес к форме и композиции. Уже в 1917 году открыл собственную мебельную мастерскую в Утрехте, и именно этот практический, «ручной» бэкграунд стал его главным преимуществом: Ритвельд мыслил не как художник на бумаге, а как инженер, видящий конструкцию изнутри. Это позволило ему радикально переосмыслить саму суть мебельных конструкций, в частности, кресла, разобрав его на элементарные геометрические составляющие — планки, плоскости, перпендикуляры.
Манифест в дереве и краске
В 1918 году Ритвельд создал свой самый знаменитый объект - «Красно-синий стул», тот самый Red Blue Chair. Изначально собранный из неокрашенных буковых планок, к 1923 году он обрел свои канонические цвета: черную раму, синее сиденье, красную спинку и желтые торцы. Это была не прихоть, а визуальное выражение теории De Stijl, согласно которой основные цвета и не-цвета (черный, белый, серый) существуют самостоятельно и при этом подчеркивают автономность каждой детали в пространстве.
Red Blue Chair не был простым объектом обстановки, собранным из готовых элементов, он был физическим воплощением абстрактных картин Пита Мондриана, «переводом» неопластицизма в трехмерное измерение. Помещенный в пространство с темными стенами, стул буквально воспринимался лишенным структуры, «парящим».
Настоящим триумфом архитектора стал «Дом Шредер» (Rietveld Schröder House), построенный в 1924 году в Утрехте для вдовы Трюус Шредер. Это здание стало архитектурным манифестом. С помощью раздвижных перегородок внутреннее содержание дома можно было трансформировать. Угловое остекление, вынесенные колонны, плоская крыша и динамичные цветовые акценты на фасаде - каждый элемент отрицал традиционную «коробку» с комнатами, создавая текучее, открытое пространство, наполненное светом и воздухом. Сегодня Rietveld Schröder House признан шедевром мировой архитектуры и охраняется ЮНЕСКО.
Наследие, которое не стареет
Ритвельд никогда не останавливался на достигнутом. Его стул «Зигзаг» (Zig Zag Chair), созданный в 1934 году, - очередной вызов общепринятым устоям. Всего четыре плоскости дерева, соединенные под углом, создают парадоксально устойчивую и лаконичную конструкцию, напоминающую сложную головоломку.
Его мебель, казавшаяся современникам слишком аскетичной и даже радикальной, сегодня выпускается под брендом Rietveld Originals и итальянской фабрикой Cassina в рамках коллекции iMaestri. Фабрика переиздает культовые модели величайших архитекторов XX века, ставших символом вневременной элегантности и интеллектуального дизайна. Каждый предмет тщательно воссоздается с соблюдением оригинального замысла, при этом с учетом современных технологических достижений и материалов. Сегодня эти легендарные творения, включая работы Ритвельда, уже не «украшают» интерьеры и не делают их «функциональными», а полностью определяют стиль, расставляют акценты, задают ритм и наделяют пространства новым уровнем ценности.
Культовые предметы
В XXI веке творения Ритвельда выпускаются фабрикой Cassina в рамках коллекции iMaestri.
Стул 280 Zig Zag, 1934 год
Стул Zig Zag можно назвать «архитектурным парадоксом, застывшим в дереве». Мастер геометрической деконструкции бросил вызов самой гравитации, создав кресло без ножек в традиционном понимании. Его форма — это чистая динамика: четыре плоские деревянные панели, соединенные под острыми углами, образуют непрерывную ломаную линию, напоминающую молнию или букву «Z». Эта лаконичная конструкция, кажущаяся хрупкой, на деле невероятно прочна и устойчива. Zig Zag - это скульптура, исследующая баланс, напряжение и оптическую иллюзию. Он стал культовым объектом, предвосхитившим будущие эксперименты в области мебельного дизайна, и остается символом радикального творческого мышления. Производится из многослойной фанеры или массива дерева - ясеня, вишни.
Лаунж-кресло 635 Red Blue, 1918–1923 годы
Red Blue Chair - икона движения De Stijl. Ритвельд деконструировал кресло до базовых элементов: линий, плоскостей и перпендикуляров. Каждый компонент существует автономно, подчеркивая структуру, а не маскируя ее. Изначально монохромный, стул обрел свои знаменитые цвета под влиянием Пита Мондриана, превративших объект в абстрактную композицию. Red Blue Chair - материализованное философское высказывание о пространстве, форме и свободе. Каркас делается из массива бука, а сиденье и спинка из многослойной фанеры
Прямой диван 637 Utrecht, 1935 год
Диван Utrecht - воплощение ритвельдовской философии комфорта через геометрию. Кажется, что он собран из двух гигантских L-образных блоков, образующих уютное, обволакивающее пространство. Его углы смягчены, но форма остается четкой и графичной, создавая выразительный силуэт. Характерные диагональные швы не просто декоративны - они визуально дробят массив объекта, подчеркивая конструкцию и добавляя тактильную выразительность. Utrecht одновременно монументален и гостеприимен, строг и уютен. Он демонстрирует, как функциональность и абстрактная эстетика могут слиться в идеальной гармонии. Каркас дивана - деревянный, обивка - шерсть, хлопок или кожа.
Кресло 637 Baby Utrecht, 1935 год
Baby Utrecht кажется миниатюрной копией взрослого кресла, но на самом деле - это самостоятельное произведение, сохраняющее всю силу оригинального дизайна. Ритвельд мастерски адаптировал пропорции прототипа, создав предмет, который одновременно и функционален, и очарователен. Те же фирменные L-образные формы, те же уютные, защищающие подлокотники и узнаваемые диагональные строчки, которые словно обнимают сидящего. Baby Utrecht - идеальный пример того, как авангардный дизайн может быть теплым и влекущим.
Где увидеть
Созданные голландским архитектором предметы сегодня входят в экспозиции таких престижных институций, как Центральный музей (Утрехт, Нидерланды), где хранится крупнейшая коллекция его мебели и архивных материалов. «Красно-синий стул» выставлен в Музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке, также его работы можно увидеть и в лондонском Музее Виктории и Альберта. Будучи в Нидерландах, не упустите возможность лицезреть жемчужину от Ритвельда - Дом Шредер в Утрехте, а посещая амстердамский Музей Ван Гога, позвольте себе отвлечься от шедевров импрессиониста и осмотреть само здание - последний крупный проект мистера.
Геррит Ритвельд верил, что радикальные идеи доступны и понятны всем возрастам, оставаясь при этом художественным высказыванием высшего порядка. Он убедительно доказал, что настоящая революция рождается не в погоне за украшательством, а в смелости упрощения, порой доведенного до абсолюта. Его творения - это чистые идеи, облеченные в форму, которые продолжают вдохновлять и очаровывать своей ясностью и смелостью в новом тысячелетии.