Наверх

ТОП-10 культовых итальянских стульев: от архитектуры до поэзии

Стул - самая простая и одновременно самая сложная форма мебели. Казалось бы, что может быть обыденнее? Четыре ножки, сиденье, спинка - ничего лишнего. Но именно в этой кажущейся простоте кроется главный вызов для дизайнера. Превратить столь привычный предмет в художественный манифест, заставить его говорить на языке новой эпохи - это высший пилотаж, доступный лишь настоящим мастерам.

Неслучайно многие культовые стулья XX-XXI веков заняли место в постоянных экспозициях ведущих музеев современного искусства — от нью-йоркского MoMA до лондонского Design Museum. Red and Blue Chair Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), Wassily Chair Марселя Бройера (Marcel Breuer),  Brno Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe)  — эти имена звучат в одном ряду с шедеврами Малевича и Мондриана. Ведь по-настоящему революционный стул — это всегда больше, чем мебель. Это скульптура, застывшая поэзия форм, материализованная философская концепция.

Археологи утверждают, что первый в истории стул со спинкой появился в Древнем Египте около 2680 года до н.э. и был привилегией фараонов. С тех пор этот предмет остается своеобразным индикатором: по тому, как общество проектирует свои стулья, можно судить о всей эпохе — ее технологиях, эстетике и социальных нормах.

Итальянские дизайнеры XX века прекрасно понимали эту символическую нагрузку. Для Джо Понти (Gio Ponti), Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass) или братьев Кастильони (Achille& Pier Castiglioni) стул становился полем для самых смелых экспериментов. Они ломали стереотипы, играли с материалами, балансировали на грани функциональности и искусства.

«Спроектировать хороший стул сложнее, чем построить небоскреб. Вам нужно вместить всю вселенную эргономики, эстетики и технологий в пространство одного квадратного метра» - так однажды сказал легендарный Микеле Де Лукки (Michele De Lucchi).

Результатом этих исканий и трудов стали шедевры, часть из которые мы собрали в этом топе — 10 стульев из нашего каталога, изменивших историю дизайна.

1. Стул Zig Zag Chair, фабрика Cassina, 1934

Дизайнер: Геррит Ритвельд (Gerrit Rietveld)

Этого бунтаря мебельного дизайна не спутаешь ни с чем: четыре деревянные плоскости, собранные в дерзкую Z-образную линию, бросили вызов всем канонам. Когда Zig Zag Chair появился в 1934 году, критики крутили у виска — как можно сидеть на стуле без задних ножек? Но Ритвельд доказал: гениальность в простоте.

Секрет устойчивости — в точном расчете углов и прочных болтовых соединениях. Первоначально стул выпускался в фирменных цветах движения De Stijl, сторонником которого был Ритвельд: красном, синем и желтом, сегодня палитра дополнена черным и древесным. Zig Zag Chair занимает почетное место в коллекции MoMA как «икона конструктивизма».

«Zig Zag — это не стул, а материализованная геометрическая поэма» — писал Ритвельд в письме к коллегам. В 2017 году Cassina перевыпустила модель, каждое изделие из лимитированной серии имеет автограф дизайнера на нижней плоскости.

2. Стул Louis Ghost Chair, фабрика Kartell, 2002

Дизайнер: Филипп Старк (Philippe Starck)

Призрачный потомок королевских кресел Людовика XV - так можно описать этот прозрачный шедевр. Старк взял за основу барочные формы, но вместо позолоты и бархата использовал современный поликарбонат. Как результат - стул-хамелеон, который растворяется в интерьере, но при этом неизменно притягивает взгляды.

Технологический фокус: каждый экземпляр отливается за 7 минут в специальной форме под давлением 20 тонн. Несмотря на кажущуюся хрупкость, выдерживает до 150 кг. В 2022 году к 20-летию этой модели Kartell выпустила версию с золотым напылением — всего 500 штук, каждая с номерной гравировкой.

«Я хотел создать стул, который был бы одновременно ничем и всем. Как призрак французской аристократии в XXI веке» — объяснял Старк.

3. Табурет Mezzadro, фабрика Zanotta, 1957

Дизайнеры: Акилле и Пьер Джакомо Кастильони (Achille & Pier Giacomo Castiglioni)

Гениальность этого табурета в его простоте: сиденье от трактора + стальная пружина = икона дизайна. Братья Кастильони нашли списанное сельскохозяйственное сиденье на блошином рынке и превратили его в предмет культа.

Особенности:

Регулируемый наклон: пружина работает как амортизатор
Оригиналы 1950-х так ценятся коллекционерами, что те готовы выложить кругленькую сумму: в 2019 году экземпляр был продан за €18 000
Входит в постоянную экспозицию Vitra Design Museum
Забавный факт: первые покупатели жаловались, что табурет «слишком похож на настоящий тракторный». На что Кастильони отвечали: «Это не недостаток, а сертификат подлинности».

4. Стул-кресло Organic Chair, фабрика Vitra, 1940

Дизайнеры: Чарльз Имс и Ээро Сааринен (Charles Eames & Eero Saarinen)

Первое в мире кресло из гнутой фанеры, созданное за 30 лет до компьютерного моделирования. Имс и Сааринен буквально варили дерево в гигантских автоклавах, чтобы добиться плавных обтекаемых форм. Размах работы был впечатляющим, так как требовалось соединить 7 слоев березовой фанеры. Для комфорта сидящего использовались резиновые амортизаторы.

По слухам, Имс комментировал свое творение так: «Мы хотели, чтобы кресло обнимало человека, как ракушка - жемчужину».

Прототип 1940 года хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее. В 2015 году Vitra воссоздала лимитированную серию по оригинальным чертежам, выпустив всего 100 экземпляров.

5. Стул Nepal, фабрика Baxter, 2018

Дизайнер: Паола Навоне (Paola Navone)

Стул Nepal, в котором дерзкий дизайн Паолы Навоне переосмысливает саму идею современного сиденья. Контраст мягкости и жесткости, тепла и графичности рождает уникальную эстетику: пушистая натуральная обивка Mongolia нежно обволакивает, а строгий металлический каркас с матовой эмалью вычерчивает в пространстве четкие архитектурные линии.

Это кресло – новый сенсорный опыт. Оно манит с первого взгляда и очаровывает с первого прикосновения, становясь островком уюта и выразительным акцентом интерьера. Насыщенные оттенки обивки – белый, глубокий синий, благородный верблюжий – играют со светом, превращая Nepal в живую скульптуру, которая преображает пространство вокруг себя.

 «Nepal должен выглядеть как любимый кожаный пиджак — комфортным и с историей» — говорила дизайнер. Кресло сразу полюбили в Голливуде - по слухам, его можно увидеть в особняке Джорджа Клуни.

6. Стул Botolo, фабрика Arflex, 1973

Дизайнер: Чини Боэри (Cini Boeri)

Этот стул с «парящим» сиденьем нарушает все законы гравитации: кажется, что объемная круглая подушка левитирует между тремя металлическими ножками. Чини Боэри, одна из первых женщин-дизайнеров Италии, бросила вызов физике, спрятав крепления внутри обивки. Сама обивка тоже радует разнообразием – от элегантного текстиля в гусиную лапку «пье-де-пуль» до экстравагантного меха. Еще мы ценим этот объект за технические ноу-хау и парадоксы, которые он вобрал:

Несущая конструкция скрыта под слоем пенополиуретана
Вес сиденья - 8 кг, но визуально оно кажется невесомым
В 1974 году стул Botolo получил премию Compasso d’Oro за «поэтику инженерной мысли»
Оригинальные эскизы, сделанные талантливой рукой Чини Боэри, хранятся в архиве музея Triennale. В 2019 году фабрика Arflex выпустила юбилейную серию стульев с ее подписью.

7. Стул-кресло Glove Chair, фабрика Molteni, 2005

Дизайнер: Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola)

Кресло Патрисии Уркиолы для Molteni&C  - как тёплая перчатка, бережно обнимающая руку. Glove Chair сочетает в себе удивительные противоположности – оно одновременно воздушное и основательное, технологичное и по-домашнему уютное.

Glove Chair сразу поражает своей скульптурной пластикой: текучие линии сиденья, будто вылепленные вручную, мягко повторяют изгибы человеческого тела. Но за этой кажущейся легкостью скрывается инженерная точность – прочный алюминиевый каркас, невесомо поддерживающий эргономичную форму.

Выбор материалов – настоящее дизайнерское откровение. Эластичная ткань или благородная кожа обтягивают основу, создавая эффект бесшовного объема. Glove Chair одинаково органично впишется как в минималистичный лофт, так и в интерьер современной классики, повсеместно становясь тем самым акцентом, который преображает все вокруг.

Как и все, что создает Уркиола, это кресло – ода гармонии: здесь нет места случайным линиям, только продуманный баланс между красотой и функциональностью. Наличие яркой цветовой палитры в обивке – отдельная радость для глаз! 

8. Стул Doron Hotel, фабрика Cassina, 1950

Дизайнер: Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand)

Стул Doron Hotel - гимн минимализму. Созданный для альпийского отеля, этот стул объединил японскую простоту (Перриан знала в этом толк: 1940–1946 годах она жила и работала в Токио), с европейской эргономикой. Учитывая год создания, шумных аплодисментов заслуживают:

Рама из гнутого бука — предвестник массового производства
Сиденье и спинка - это съемные панели из термообработанной фанеры
Сама Шарлотта Перриан – отважная женщина в сугубо мужском мире дизайна 50-ых годов прошлого столетия
В 2020 году фабрика Cassina возобновила производство стула Doron Hotel, причем в исторических материалах. Это особенно ценно, учитывая, что оригинальные модели середины XX века сохранились только в Музее дизайна в Цюрихе. Один из них купил Ле Корбюзье для своего ателье.

9. Полукресло Tilly, фабрика Porada, 2017

Дизайнер: Карло Баллабио (Carlo Ballabio)

Tilly – современный стул, созданный Карло Баллабио, воплощает в себе безупречное мастерство и философию бренда Porada. Его дизайн – это гармония изысканной формы и благородных материалов. Главный акцент - на цельной деревянной спинке, изогнутой с тонким чувством прекрасного.

Обеденные стулья Tilly выполняются из ореха Canaletta, который может быть представлен в натуральном оттенке, тонирован в цвета moka или wenge, а также покрыт матовым лаком в соответствии с палитрой коллекции. Мягкие сиденья с обивкой из ткани, кожи или материала по выбору заказчика добавляют этим предметам мебели утонченный комфорт.

Современный, при этом вневременной стиль Tilly позволяет этому стулу органично вписаться в самые разные интерьеры – от строгих классических до смелых авангардных пространств. Год издания пока не позволяет говорить об этой модели как о культовой, но заявка стать антиквариатом будущего у модели серьезная.

10. Стул-стол Zabro, фабрика Zanotta, 1984

Дизайнер: Алессандро Мендини (Alessandro Mendini)

Творение от Мендини Zabro – трансформер, который за 5 секунд превращается из стула в кофейный столик. Сам дизайнер называл его «мебельным кентавром», а нас он покорил анархией форм! Конструкция:

Вращающееся сиденье на шарикоподшипниках
Каркас — литой алюминий с ручной росписью
В 1985 году стул был показан на выставке Memphis Group и сразу приобрел статус легенды: один из первых экземпляров приобрел Дэвид Боуи. В 2018 году Zanotta выпустила реплику с автографом Мендини тиражом всего 99 штук.

Между архитектурой и поэзией

Вернемся к началу статьи и вспомним историю Red and Blue Chair Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld). Прототип стула был сделан из неокрашенного бука и не был ни красным, ни синим, ни жёлтый или чёрным, каким мы его знаем. Но нашлась светлая голова: архитектор Барт ван дер Лек (Bart van der Leck) увидел оригинальную модель и предложил добавить ярких красок. Он сделал новую версию из более тонкого дерева и полностью выкрасил ее в чёрный цвет с участками основных цветов. Благодаря этой цветовой гамме стул казался почти незаметным на фоне чёрных стен и пола в знаменитом доме Шредера, где он и был установлен. Цветные области словно парили в воздухе, создавая почти прозрачную структуру: предмет и место так совпали, что стул стал культовым.

В 2011 году одна из версий Red and Blue Chair была продана на аукционе Christie’s за 10 625 евро. Помимо стула новый владелец получил еще и инструкцию по сборке, которую составил сам Ритвельд. Он советует мастеру распечатать следующий стих из «Эстетики» Христиана Моргенштерна и прикрепить его под сиденьем:

«Когда я сижу, я не хочу сидеть так, как хочет мое седалище, а хочу, чтобы мой дух, сидящий в стуле, бежал от него.

Когда я сажусь, я не хочу сидеть так, как нравится моей плоти, а скорее так, как сел бы мой разум, если бы он сидел и сам ткал себе стул».

Как обычная вещь становится искусством? Когда перестает быть просто функцией! Стул - чтобы сидеть, но гениальный стул заставляет чувствовать мир вокруг и внутри себя чуточку иначе.