Ron Arad (Рон Арад)
Дата рождения: 1951
Место рождения: Tel Aviv, Israel (Тель Авив, Израиль)
Образование: Bezalel Academy of Arts and Design, Jerusalem, Architectural Association School of Architecture, London
Сверкающий металл таинственно изогнутых форм, пронизанный светом идеи и бунтарского духа, – вот облик скульптурной мебели Рона Арада (Ron Arad) - дизайнера, ставшего символом постиндустриализма. Журналисты часто называют его «человеком из стали», что для самого Арада звучит, наверняка, как запиленная пластинка, ведь он не приемлет штампов и избитых подходов, предпочитая создавать уникальное и неповторимое. «Для меня главное — не повторять себя. Вот чего я боюсь, как огня...» Самоповторение – кошмар его жизни, поэтому каждый проект – вызов, попытка открыть что-то неординарное в себе и окружающем мире.
Художник, архитектор, дизайнер
Он родился в артистической семье: его мать Эстер Перец Арад была известной художницей, отец Григорий Арад тоже принадлежал к плеяде деятелей искусства. Вспоминая родителей, Рон с гордостью рассказывает, что он рос в атмосфере творчества, именно поэтому с самых ранних лет в нем кипело постоянное желание творить и созидать. В одном из интервью дизайнер признавался, что в детстве он постоянно рисовал, и каждый раз, глядя на эти рисунки, мама говорила: «Ты будешь великим художником и великим архитектором». Судя по официальным данным, на сегодняшний день работы авторства Рона Арада находятся в постоянных коллекциях или экспонировались временно в более, чем двадцати самых знаменитых музеях и галереях по всему миру, так что слова Эстер Арад оказались пророческими.
Будущий дизайнер сначала получил художественное образование в Иерусалиме, а затем архитектурное - в Лондоне, куда он переехал в 1973. Когда Рону было 30 лет, он с партнером открыл бюро интерьерного и промышленного дизайна, где начал создавать первые арт-объекты из отходов промышленного производства и строительных деталей.
Объектом, заставившим говорить об Араде как о серьезном дизайнере, было кресло Rover Chair, датируемое 1981 годом, которое состояло из автомобильного сиденья и стальных трубок в основании. Через пять лет по заказу знаменитой швейцарской фабрики Vitra он создал Well Tempered - кресло из четырех гибких стальных листов, согнутых в дугу и закрепленных болтами. И хотя в серийное производство этот предмет так и не попал, его считают одной из лучших работ Арада: редкие экземпляры разошлись по музеям и частным коллекциям.
Кресло Big Easy, представленное через пару лет на выставке на Неделе дизайна в Милане, являло переосмысленные формы упомянутого выше Well Tempered. Экспериментальная версия была оснащена текстильной обивкой: дизайнер явно заботился об удобстве и функциональности сидения не менее, чем о скульптурности форм. Объект был оценен Патрицией Моросо (Patrizia Moroso) - совладелицей и бессменным креативным директором марки Moroso. Она предложила автору воссоздать металлические творения в мягкой версии. Вспоминая о первом впечатлении от встречи, Патриция говорит: «Рон был художником, который использовал дизайн как средство для самовыражения. У него была мебель, сделанная вручную из металла, по сути, это были скульптуры. Но он хотел превратить эти формы в мягкую мебель, но и понятия не имел, как это происходит».
Сотрудничество оказалось судьбоносным как для карьеры Рона Арада, так для фабрики, обогатившейся образцами, которым было суждено стать культовыми. Много лет спустя, в 2017 году по замыслу Патриции Морозо это кресло видоизменилось: обзавелось легкой проволочной структурой и перешло в разряд уличной мебели.
Сталь&Стиль
Листовой металл – базовый материал и визитная карточка дизайнера. Ему удалось подчинить брутальную твердь, превратив ее в пластичную субстанцию. Несмотря на тяжеловесность и сложность обработки, работы Арада всегда изящны и сочетают в себе объемную легкость, плавные линии и гибкую форму.
На протяжении 30-ти лет работы со сталью, алюминием и полиамидом дизайнер сформировал свой яркий уникальный стиль. Постоянные эксперименты с возможностями материалов, новаторские подходы к форме и структуре объектов и зданий сделали его заметной фигурой в мире дизайна и архитектуры. Он один из немногих, кто своими столами и креслами привлек внимание коллекционеров современного искусства, первыми распознавших в Роне Араде не просто хорошего дизайнера, а талантливого художника.
«Искусство начинается тогда, когда проблемы выживания решены и наступает время излишеств. Чем больше дизайн выходит за пределы реальных потребностей, тем ближе он к искусству. Очень редко я создаю что-то действительно необходимое. И с этой точки зрения я — художник» - говорит сам дизайнер.
Сегодня скульптурная мебель, арт-объекты и архитектурные пространства, подписанные Арадом, часто становятся музейными объектами, предметами охоты собирателей художественных ценностей и частью меблировки концептуальных интерьеров по всему миру. Выставки Арада проходили в Центре Помпиду в Париже, музее Stedelijk в Амстердаме, в Музее Современнного икусства в МоМА в Нью-Йорке, его работы входят в состав коллекций крупнейших музеев и частных собраний.
Знаковые мебельные объекты
В числе заказчиков Рона Арада в разное время фигурировали Kartell, Vitra, Moroso, Fiam, Driade, Alessi, Cappellini, Cassina, Magis. К его «программным работам» можно отнести:
- Книжный стеллаж Bookworm - это результат взаимодействия интеллектуального творчества Арада и технологий фабрики Kartell, воплотившей в жизнь революционный проект в промышленном масштабе. «Извилистый» шкаф, название которого звучит как прозвище - «Книжный червь», способен принимать желаемую форму без ущерба прочности и функциональности, его возможности ограничены только фантазией пользователя. Несмотря на кажущуюся легкость, объект из листового металла выдерживает вес до 10 кг. Итальянская фабрика Kartell выпускает Bookworm с 1993 года, изделие доступно в трех вариантах длины и оснащено рядом подставок для книг.
- В 1997 году дизайнер разработал TomVac - стул, получивший название в честь технологии производства — вакуумной формовки алюминия. С помощью швейцарской фабрики Vitra предмет был запущен в промышленное производство и стал бестселлером. Этот лаконичный объект вошел в знаменитую серию Miniatures, культовых миниатюр от Vitra, воплощающую в себе всю историю промышленного мебельного дизайна от переходных моделей от историзма и ар-нуво к эстетике Баухауза и радикального дизайна, а также от постмодернизма вплоть до наших дней. Стул TomVac является чемпионом и в таком непрестижном явлении, как плагиат: он признан наиболее часто подделываемым китайскими умельцами объектом. Сам Рон Арад отмечает, что знает как минимум 14 заводов, которые специализируются на копировании его стула.
- Стул Three Skin – результат долгого пути сотрудничества с фабрикой Moroso. Этому проекту предшествовала коллекция Victoria&Albert из износостойкого пенополиуретана различной плотности на основе смолы и армированного стекловолокна. Стул Three Skin -неожиданный переход от экспериментов с металлом и полиуретаном - к дереву. Обладающий манящей привлекательностью, он выполнен из многослойной лакированной фанеры. Чрезвычайно извилистое сидение было придумано для Moroso в 2003 году. Несмотря на свою нарочито скульптурную форму, стул очень удобный, так как выполнен с учетом эргономики.
- Кресло Clover, выпущенное в 2006 году для фабрики Driade, раскрывает перед нами романтическую сторону Арада-художника. Состоящее из четырех лепестков, обладающее крепкими корнями, это кресло-цветок способно обогатить любой интерьер, привнося в него флер весенней радости или брутальную флористическую абстрактцию в зависимости от выбранного цвета. Clover представляет собой полиэтиленовый моноблок и выпускается в белом, оранжевом или антрацитово-черном цвете.
Награды и премии
Рон Арад получил множество международных наград и сегодня ведет активную издательскую деятельность. В девяностых годах он преподавал в Высшей школе дизайна в Вене, затем был профессором и руководителем отделения продуктового дизайна Королевского колледжа искусств в Лондоне. Он удостоен звания почетного профессора, в 2012 году за выдающиеся достижения в области искусств Арад избран академиком Королевской академии художеств.
Студия Ron Arad Architects, открытая им в 2008 году, успешно работает по сей день, а ее основатель продолжает удивлять мир вещами, созданными на грани ремесла, промышленного дизайна и искусства. Вдохновение и энергия созидания присущи состоявшемуся мэтру дизайна в той же степени, как это было в самом начале его творческого пути, когда единственным ценителем была мама. «Проблема не в нехватке идей, а в том, какие из них выбрать, на какие из них выделить время и что сказать» - признается Арад.
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика MOROSOСтрана Италия
-
Фабрика SAWAYA & MORONIСтрана Италия
-
Фабрика KARTELLСтрана Италия
-
Фабрика DRIADEСтрана Италия
-
Фабрика DRIADEСтрана Италия
-
Фабрика DRIADEСтрана Италия
-
Фабрика DRIADEСтрана Италия