Ron Gilad (Рон Гилад)
Дата рождения: 1972
Место рождения: Tel Aviv, Israel (Тель-Авив, Израиль)
Образование: Bezalel Academy, Jerusalem
Один журналист назвал Рона Гилада (Ron Gilad) «нью-йоркским умником», подчеркнув сразу два важных аспекта его творчества – интеллектуальность и мульти культурность. Творения этого современного дизайнера заставляют зрителя «включить мозги», переосмыслить имеющийся опыт и осознать его в новом ключе. На практике это означает забыть о привычной функции предмета и увидеть в нем новый контекст. Слишком заумно? От мастера мыслительных манипуляций не стоит ждать простых концепций, но чистые формы и геометричные линии созданных Роном предметов с лихвой компенсируют сложносочиненную семантику.
Приглашение в Зазеркалье
Гилад планировал стать архитектором. В Академии архитектуры и искусства Бецалель в Иерусалиме он учился на совесть, но быстро осознал, что архитектура – это слишком долго, а промышленный дизайн – это здесь и сейчас. Он переехал в Нью-Йорк в 2001 году, где вместе с инженером Лиором Харамати (Lior Haramaty) основал бюро Designfenzider. Первое время он чувствовал себя там чужаком, ему не хватало слов на английском, чтобы свободно выражать свои мысли, но, к счастью, он владел иным языком, который оказался понятным множеству людей по всему миру – языком художника.
Спустя всего несколько лет после переезда в США созданные им предметы попали в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и Музея искусств Метрополитен, а в 2006 году были представлены на выставке в городском Национальном музее дизайна Купер-Хьюитт в Верхнем Ист-Сайде. Балансируя на стыке искусства и промышленного дизайна, он привлек внимание топовых мебельных производителей: сегодня его портфолио украшают проекты для самых престижных интерьерных компаний - Moooi, De Castelli, Molteni&C, Flos, Glas Italia, Danese Milano, Magis и Driade.
Долгое время имя Рона Гилада оставалось «широко известным в узких кругах», а взрывная слава пришла к нему в 2012 году. Можно сказать, что он «наутро проснулся знаменитым» после парижской инсталляции Dream Box, состоящей из девяти необычных зеркал в деревянных рамах. Перед взором смотрящего возникала таинственная завеса зазеркалья: с помощью остроумных и ненавязчивых дополнений, искусно интегрированных в отражающую поверхность, он превращал привычный предмет обстановки в мистическую субстанцию. Забавные человечки, воздушные шары, мышиные норки и многослойные «цитаты» из старинных произведений искусства наполняли пространство странными смыслами и ассоциациями. После этой креативной коллекции к Гиладу посыпались предложения о сотрудничестве от самых громких интерьерных брендов.
«Я как ребенок. Мои клиенты просят меня сделать одно, а я делаю другое» - признается дизайнер, которому тесно в понятных рамках привычной среды и необходимы нешаблонные подходы для выражения собственных идей.
Иронично, парадоксально, полезно
Одной из первых мебельных коллекций Рона Гилада стала линейка Grado° для Molteni&C, презентованная на Миланской Неделе дизайна в 2012 году. Она сразу привлекла внимание простыми геометрическими формами – до этого дня фабрика не работала в таком авангардном ключе. Сам дизайнер по этому поводу признавался:
«Возможно, я непочтительно обошёлся с наследием Molteni&C: у них другой стиль, и мои вещи выглядят непривычно. Но я опирался на их умопомрачительные технические возможности и колоссальный опыт, и, скажу без преувеличения, такую коллекцию, как Grado°, можно было выпустить только с ними. Она объединяет самые разные предметы. Вначале это были только столики и консоли, в этом году мы немного их видоизменили и плюс к этому расширили линейку, добавив аксессуары. Эти объекты ассоциируются у меня с математической формулой. Они логичны, выверены. Я экспериментировал с чистотой линий, с пропорциями. Мне было интересно, как при минимальном диаметре и незначительных затратах материала сделать максимально устойчивые и выразительные вещи. Наш мир становится всё более прозрачным (возьмите, например, экономику), и я, как дизайнер, решил внести свою лепту!»
Объекты Рона Гилада часто называют «гибридными» за сочетание художественности с практической пользой. Его творениях находятся словно в двух измерениях: в метафизическом и материальном, на границе абстрактного и функционального. В самом начале своего сотрудничества с известными компаниями он оказался перед выбором: стоит ли ему подстраиваться под амплуа дизайнера или оставаться самим собой в максимально аутентичном ключе. В качестве ответа на этот вопрос он стал создавать объекты, интегрирующие художественное видение с требованиями коммерческой индустрии, и в результате стали рождаться те самые оригинальные дизайнерские продукты, которым сегодня находится место и в престижных интерьерных шоу-румах, и в именитых музеях и художественных галереях мира.
Знаковые предметы
- Витрина 45° и журнальные столики 45°/tavolino являются частью коллекции Grado°, выпущенной фабрикой Molteni&C в 2012 году. Очевидно, что фокус дизайнера при работе над коллекцией был устремлен на четкие геометрические формы, вызывающие ассоциации с открытой коробкой, при этом видимыми для наблюдателя остаются только контуры. Основные материалы – стекло, металл и древесина. В некоторых моделях используется мрамор. Верхние полки столиков 45°/tavolino выполнены из прозрачного, дымчатого стекла, а нижние – из прозрачного или затемненного. В качестве древесины используется эвкалипт, создающий контраст с металлической конструкцией. Большой выбор мрамора - белый каррарский, темный императорский, серый восточный, черный маркиза, серебристая волна, зеленый альпийский, позволяет подобрать предмет в интерьер практически любой колористики.
- Коллекцию Teorema, спроектированную для фабрики Molteni&C, называют «обратной стороной коллекции Grado°». Но если Grado° исследует форму пустоты и бестелесности, то Teorema вполне тверда и осязаема. Конструкция изготовлена из цельного куска шпона американского ореха или эвкалипта и «огранена» в виде бриллианта.
Представляющая серию модульных блоков с выдвижными или открытыми ящиками, она больше похожа на микроархитектуру, разрывающую дисциплинарные границы, чем на мебель. Каждый элемент из Teorema можно использовать как отдельно стоящий элемент или создавать композиции, складывая различные элементы друг на друга. Дизайн основан на использовании повторяющегося и смещенного модуля: ящики с открытыми или закрытыми отделениями можно размещать по оси или смещать на 20° относительно остальной части блока. Из составляющих Teorema легко «получить» прикроватные столики, комод или модульные системы хранения. В 2018 году эта коллекция была отмечена премией Wallpaper* DesignAward.
- Столик Sublimazione Table входит в коллекцию высоких и низких стеклянных столиков, которую Рон Гилад создал для Glas Italia. Серия была представлена на миланской выставке Salone del Mobile в 2014 году и привлекла внимание применением новой технологии проецирования прозрачного изображения на стеклянную поверхность. Новаторские разработки знаменитой фабрики Glas Italia позволили создать изысканную и неожиданную иллюзию слияния двух материалов: стекло поддерживает и поглощает внешний вид дерева, позволяя свету проникать сквозь трещины и швы древесного рисунка поверхности. Разные по высоте и размерам столики – полностью прозрачные или с отделкой «деревом» гармонично сочетают природную и современную тематику, что делает их универсальными для пространств разной стилистики.
- Низкий столик овальной или круглой формы Panna Cotta фабрики Molteni&C - одновременно и легкий, и тяжелый. Парадокс создаётся путем совмещения таких материалов, как мрамор и железо, вместе они дают эффект хрупкой устойчивости. Этот небольшой столик с легким волнистым верхом напоминает о типичном итальянском нежном десерте, от которого он и получил свое название. Тонкая структурированная столешница из стабилизированной стальной проволоки для устойчивости оснащена мраморным противовесом: благодаря динамическому равновесию конструкции столешница Panna Cotta слегка вибрирует.
Работы Рона Гилада часто кажутся бесплотными, словно дематериализованными. Он «играет» со зрителем, заставляя нас не доверять собственному восприятию и сомневаться в том, что видим. Дизайнер манипулирует нашим сознанием, обнаруживая шаблонные представления о объекте и его функции. Это «интеллектуальное подтрунивание» превращает вполне функциональные вещи в ценные художественные объекты. Выпущенные в единственном экземпляре или серийно, творения «нью-йоркского умника» не имеют срока годности, не подчиняются трендам и часто оседают в качестве экспонатов в музеях, галереях, государственных и частных коллекциях.
Всем своим творчеством Гилад провоцирует, задает бесконечные вопросы в трехмерной форме, а ответы, которые дает, порождают еще больше неопределенности и заставляют мозг работать. В этом понуждении к размышлениям – суть его творческого амплуа, о котором он сам говорит так: «Как творческий человек, я бесконечно подвергаю сомнению свою точку зрения в надежде найти новые интригующие ракурсы».
-
Фабрика CASSINAСтрана Италия
-
Фабрика CASSINAСтрана Италия
-
Фабрика CASSINAСтрана Италия
-
Фабрика CASSINAСтрана Италия
-
Фабрика CASSINAСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOLTENIСтрана Италия
-
Фабрика MOOOIСтрана Голландия
-
Фабрика GLAS ITALIAСтрана Италия