Наверх

Может ли продажное искусство быть правдивым?

Вот уже шестой раз организаторы Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, проходившей в Гостином Дворе с 6 по 9 сентября, озадачили этим вопросом своих многочисленных посетителей. И хотя гостей было чуточку меньше, чем в минувшем году, мероприятие вполне оправдало статус модного события must been для публики, относящей себя к тем, кто не единым хлебом… Как отмечали завсегдатаи, ярмарка приобрела определенный буржуазный лоск, художники казались куда более сытыми, а галеристы — довольными.

Изменился и характер работ. Меньше стало явного скрежета ножом по стеклу, больше — философии и многозначности, которая, судя по успешным продажам уже в день превью, отозвалась и в кошельках, и в душах.

Что же любопытного было на Cosmoscow – 2018?

Понравились и запомнились успешно проданные работы Владимира Потапова, представленные московской галереей pop/off/art. Семь изображений московских высоток сталинской эпохи из серии «Реальности», написанные маслом поверх блестящей упаковочной пленки, покрыты яркими «мазками», которые на самом деле демонстрируют основание картин. Основатель галереи pop/off/art, искусствовед Сергей Попов, дал работам Потапова интересную и сложную рецензию, столь же многозначную и ребусную, как они сами. Но и без глубокого погружения в идею работы хороши с точки зрения эстетики и свежести техники. В них и экспрессия, и трехмерность, и следы реализма, и яркие сочные цвета.

Антивоенная, а может, Бог его знает, и военная тематика в серии работ Дмитрия Цыкалова, показанных галереей Марины Гисич, тоже вызвала неподдельный интерес. Шкура тигра, трофейная голова оленя и четырехметровая карта мира полностью выполнены из досок от ящиков с оружием и боеприпасами и подкупают тщательностью исполнения и свежестью идеи.

Работы петербургского графика Леонид Цхэ с его «вибрирующими мазками» и «тягучим временем» болезненно узнаваемы и не могут не привлечь внимание публики. Как всегда, они совершенно непонятны, но мучительно близки…

Художник Анна Броше или Аннушка Броше, работающая с керамикой, представила яркие «кокошники» из керамических крышечек от масленок, соусниц и сахарниц. В ее фантазии эти крышки будут среди тех немногих предметов, которые найдут гости из космоса на опустевшей после Апокалипсиса Земле. Не придумав ничего лучше, гости станут использовать необычные находки как украшения. Коллекция названа YEAR 2338 и рассматривать ее — настоящее удовольствие.

Выдумки другого рода, но не менее яркие, представил художник Томас Даукша. Он собственноручно создает легенды о верховных правителях йети — королевских снежных людях, чьи керамические золоченые фигурки можно было увидеть в павильоне Rooster gallery, опекающей молодых балтийских художников. Золотые король и королева удивительно реалистичны и вполне симпатичны, несмотря на всю свою сказочность и дикость.

 

Несколько слов о мебели

Вполне ожидаемо, что в нынешнем году ярмарку дополнила секция Design, с мебелью и коврами. Конечно, винтаж советских времен от Татьяны Подуфаловой из the.DOT.home и кресла от двоюродного брата Ле Корбюзье, швейцарского архитектора и дизайнера Пьера Жаннере, спроектированные им в 50-е и представленные галереей Палисандр, больше тянут на реликвии. Но вот коллекция Re:collection от российско-американской Crosby Studios, это вполне что-то новенькое. В особенности — ширма и кухонька с резьбой, соединившей воедино народные

мотивы и городское граффити. Впрочем, автор Гарри Нуриев признается, что одним из источников его интерьерного вдохновения служит советское детство. Нуриев определяет стиль коллекции как русский минимализм и новый авангард. Остается добавить, что рисунок резьбы разработан совместно с творческим объединением ALL DAY EVERY DAY (A.D.E.D.). Бюро собирается открыть шоу-румы в Москве и Нью-Йорке уже в этом году.

Сухие цифры и факты для счетоводов

В нынешнем году ярмарку посетили 19 тысяч человек. Свои работы представили более 250 художников из 70 галерей России и других стран. Они были разделены на семь секций: Galleries, Focus, Frame, Editions, Design, Past Present и Projects. Также посетители могли видеть работы катарских художников, экспонирующиеся в рамках Перекрестного Года культуры Катара и России 2018, коллекции медиаискусства Музея года Cosmoscow 2018 им. А.С.

Пушкина и выставку работ из собраний российских коллекционеров «Глазами коллекционера». Последняя была дополнена практическим ознакомлением с когнитивными практиками, которые, если верить организаторам, должны были настроить на более объективное восприятие современного искусства. Художником года была названа Таус Махачева, чьи инсталляции и медийные работы заслуживают отдельного рассказа. Лучшими стендами выбрали экспозиции воронежской галереи H.L.A.M и московской Osnova.

Возвращаясь к теме настроения выставки, нельзя не добавить, что вид всеобщего благополучия никак не противоречил глубокой боли, которую можно было видеть во многих работах российских авторов. Эта боль о сегодняшнем дне России сменила открытый протест, покрылась символами и аллегориями, но красноречиво говорила о том, что художник может быть немым, но никак не слепым. Вполне вероятно, что в нынешнем году ярмарка Cosmoscow написала целую страницу в истории культурологии, которую будут читать наши внуки. А быть может, и целую строку — в учебнике истории.